Химик, который запатентовал стеариновые свечи и импрессионизм

Автор: Ефим Репин
Цвет и Свет

 


Мишель Эжен Шеврель (Chevreul) (1786-1889) - французский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853). Одним из первых исследовал строение растительных и животных жиров, объяснил их омыление, открыл креатин (1835), ряд растительных пигментов, выделил некоторые жирные кислоты. Совместно с Ж. Л. Гей-Люссаком взял патент (1825) на производство стеариновых свечей, которые положили начало новой эре в истории освещения. Но для нас он важен как теоретик цвета и импрессионизма.

 

В 1824-1830 гг. руководил лабораторией на Гобеленовских мануфактурах в Париже. Изучал различные красители и занимался процессом крашения как с теоретической, так и с практической стороны.  Фаб­рики эти славились на всю Францию. Кроме обычных, здесь производили и самые разнообразные декоративные ткани — за­навесы, покрывала, ковры, мебельную обивку и другие. От тек­стильной промышленности требовали тканей, окрашенных в сочные и яркие тона. Старые ремесленные методы уже не могли удовлетворять требований нового производства. Необходима была помощь со стороны ученых-химиков, исследователей и но­ваторов. Шеврель с энтузиазмом приступил к своим новым обязанно­стям. Состояние, в котором пребывала лаборатория, не испуга­ло ученого. За короткое время он сумеет ее полностью переобо­рудовать.

Продолжая совершенствовать производство стеариновых свечей, Шеврель приступил к исследованиям, связанным с тек­стильной промышленностью. Для этого он стал изучать про­цессы крашения. Он хорошо понимал, что, только постигнув их, можно было производить стойко и красиво окрашенные ткани.

В 1830 году он опубликовал свои лекции о крашении. Кра­сители, используемые в текстильной промышленности, добыва­ли из природных продуктов, главным образом из растений. Для этой цели использовались самые разнообразные растения, но о веществах, содержащихся в них, известно было очень мало. Ин­тересы науки и самого производства требовали их изучения.Шеврель выделил в чистом виде и установил свойства жел­того вещества, которое содержится в американском дубе, и на­звал его кверцетином. Подобные желтые краски он выделил и из других растений: из желтого дерева — морин, из резеды — лутеолин и другие.

Работа с красителями и крашением все больше наводила его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким обра­зом можно смешивать цвета? Когда краски гармонируют и ког­да контрастируют?..Результаты этих исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелена, но и на фабриках Бове, Савоннери и других. Благодаря достижениям Шевреля улучши­лось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство. Возросшие эстетические требования к продукции заставляли употреблять краски точно определенного цвета и оттенка. Это можно было достигнуть только в том случае, если производство красок строго контролировалось и были введены соответствую­щие цветовые стандарты.

 

Несколько лет своей жизни Шеврель посвятил изучению во­проса о цветовых стандартах. В конце концов он создал так на­зываемый хроматический круг (он и сегодня лежит в основе метода контроля красок). Для этой цели он использовал три основных цвета — красный, желтый и синий, которые охаракте­ризовал точно определенными линиями Фраунгофера. Шеврель расположил три основных цвета на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу, а в каждом секторе между двумя цветами поместил по 23 цветовых оттенка, в которых количество одной краски постепенно уменьшалось, а другой — увеличивалось. Цвета в секторе между желтым и синим постепенно переходили от желтого к желто-зеленому: светло-зеленый, темно-зеленый, сине-зеленый, зеленовато-синий, синий. Сектор между ним и красным цветом давал все гаммы оттенков красного, фиолето­вого и лилового, сектор между красным и желтым — оран­жевого.

 

Как дополнение к хроматическому кругу Шеврель создал еще восемь других кругов, в которых первоначальные краски были нюансированы определенным процентом черного цвета.

— Создание хроматического круга — это не пустая причу­да, — говорил Шеврель перед аудиторией на Гобеленовской мануфактуре. — Оно продиктовано требованиями практики: хро­матический круг надо ввести в качестве основного государствен­ного стандарта. Точно так же как эталон длины — метр, как и другие эталоны хранятся в Палате мер и весов, так и эталон цветов должен храниться вместе с ними и служить для калиб­ровки рабочих эталонов.

Система Шеврёля состоит из 72-цветного образца со столькими же гаммами по 20 оттенков каждая. На хроматическом круге, разработанном Шеврёлем, и поныне основан метод контроля красок. Опубликовал несколько монографий по цветоведению и по истории познания материи от древних греков до Лавуазье.

  • В соответствии с законом «одновременного контраста цветов», открытого Шеврёлем, цвета оказывают взаимное влияние друг на друга; наложенные рядом, они отбрасывают друг на друга свой собственный дополнительный цвет. Синий, например, дополняет или противостоит оранжевому, и если оба они находятся рядом, каждый «отражается» от другого, в результате чего оба цвета кажутся более насыщенными и интенсивными. С другой стороны, если не дополняющие друг друга цвета, такие как пурпурный и синий, окажутся рядом, один поглотит энергию другого.


Для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать одновременный контраст цветов, не тратя времени на обдумывание «противоположностей», Сера, следуя за теориями Шеврёля, сконструировал круг, краски на котором расположил таким образом, что цвета, дополняющие друг друга, находились на диске на 180 градусов друг напротив друга, чтобы их можно было найти с первого взгляда. Краски, которые использовал Сера, были ограничены оттенками видимого спектра, ибо только они, составляющие солнечного света, какими их видит человеческий глаз, могли, как считал он, создать эффект мимолетной игры света в мире. Черный, охра и коричневые, землистые и тусклые цвета, которые существовали как пигменты, но не как компоненты солнечного цвета, исключались.


Ос­новные принципы теории Эжен Шевреля:

1. Яркие,     контрастирующие     цвета, взятые в разумных пропорциях, не меня­ют своего оттенка, а, напротив, делают друг друга более четкими, сочными. Ког­да же два подобных цвета взяты в неболь­ших количествах и распространены по поверхности,    в    результате    получаем практически новый цвет — уже тусклый и непривлекательный.
2. Если  два  цвета  немного  удалены друг от друга на цветовом круге (то есть не аналоговые, но и не комплементарные сочетания), то один из цветов слегка ок­расит другой в цвет своего комплемента.
3. Аналоговые цвета (находящиеся ря­дом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически  смешиваться,  «образуя»  при этом новый цвет. Шеврель отмечал так­же, что аналоговые сочетания лучше вос­принимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичный цвет (красный, желтый или голубой).

 

 

 



M.E.Chevreul, Principles of Harmony and Contrast of Colours, 1860


 

по теме


  1. Edouard Fer, Solfege de la Couleur, 1953
  2. John Gorham, The Rotation of Coloured Disks, 1861
  3. John Bacon, Theory of Colouring, 1872
  4. M.E.Chevreul, Principles of Harmony and Contrast of Colours, 1860
  5. Ogden Rood, Modern Chromatics, 1879
  6. A. Marques, The Human Aura, 1896
  7. THE ABC of COLOUR undated c1948
  8. H.Hartridge, Colours and How We see them, 1949
  9. Beatrice Irwin, The New Science of Colour, 1916
  10. Major R.Nickle, Light and Colour,1889
  11. Mungo Ponton, The Material Universe 1873
  12. Make-Up for Stage and Screen, the Leichner Method
  13. George Hurst, Colour, 1900
  14. The Bennett College, Colour, undated c1935 (correspondence course, commercial art)
  15. Annie Besant and C.W.Leadbeater, Thought Forms
  16. Annie Besant and C.W. Leadbeater, Man Visible and Invisible, 2nd ed.1920 (1902)
  17. C.W.Leadbeater, The Chakras, 1927
  18. A.Wallace Rimington, Colour-Music, 1911
  19. Briggs of Manchester, wool samples for sale
  20. Robert Vicon, Manuel Theoretique et Pratique D'Etalagisme, Paris 1955.
  21. Charles Henry Cercle Chromatique Paris 1889, the Chromatic Circle, one image
  22. Rouget de Lisle Chromagraphie, Paris 1838, the Chromatic Table

 

 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Образцы

Образование - История Академии
Прототип Академии
Ефим Репин - 12.01.2010

Академию братьев Карраччи можно считать прототипом позднейших государственных академий. Во второй половине XVI в. большое влияние на живописцев оказывали теоретики маньеризма. Они утверждали, что нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник создаёт свои произведения на основе Божественного ...
Образование - История Академии
Академическая система обучения. Россия
Ефим Репин - 13.01.2010

 

В 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. В меценатстве Шувалова была ...

Образование - История Академии
Методы Возрождения
Ефим Репин - 24.01.2010

В эпоху маньеризма рисунок с натуры уступает место импровизациям и рисункам по памяти - кризис идеалов «Высокого Возрождения». Для художника Возрождения было очевидно, что только тогда, когда молодой художник прошел три подготовительные стадии, он получает право работать над самостоятельными композициями. Каковы ...

Статистика

Пользователи : 27805
Статьи : 130
Ссылки : 3
Просмотры материалов : 4781527

Сейчас на сайте

Сейчас 308 гостей онлайн