Основа восприятия - принципы гештальта

Автор: Ефим Репин

«Мы не знаем, на что будет похоже искусство будущего. Но мы знаем, что «абстракция» не есть кульминация искусства". Утверждает Р. Арнхейм в своей книге "Искусство и визуальное восприятие". Он опирается на реальный опыт искусствознания и принципы Гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Суждения о том, что воспринимаемый нами мир не может быть раздроблен до бесконечности, что он представим посредством целостных "форм" или "конфигураций" (гештальт), имело хождение и ранее. Однако только в 30-е годы школа, сформированная Вертхаймером, Кёлером и Кофкой, эмигрировавшими в США из нацистской Германии, смогла подтвердить свои концепции солидным экспериментальным материалом. Описание принципов расходяться (в зависимости от источников), стоит показать основные ...

 

Принципы гештальта 1

http://www.glazychev.ru/books/translations/Arnheim/arnheim.htm#2

 

Гештальт-психология оперирует пятью базисными принципами: 

  1.  принцип фигуры и фона;
  2. принцип дифференциации, определяющей отношение между конфигурацией, образуемой раздражителями, и "гештальтом", формируемым в сознании;
  3. принцип замыкания, согласно которому неполные конфигурации достраиваются в восприятии до полных - по аналогии с прочтением слова вопреки пропуску ряда букв;
  4. принцип хорошей формы, по которому при сохранении типа конфигурации менее организованная форма будет вытеснена в сознании более организованной
  5. принцип изоморфизма, согласно которому между нейрофизиологическим процессом и строением воспринимаемого объекта устанавливается структурная соотнесенность

По сравнению с предшествующими школами, гештальт-психология стала существенным шагом в сторону объективизации представлений о восприятии. Представители этой школы, выступая против концепции эмпатии или "вчувствования", перенесли акцент с сознания воспринимающего субъекта на свойства самого воспринимаемого объекта. Гештальт-психология особенно внимательна к искусству, и в ее рамках выработана гипотеза, согласно которой художественная форма воплощает в себе наиболее фундаментальные структуры человеческих эмоций, что и определяет ее базисную функцию - "опознание" этой структуры.

 

Принципы гештальта 2

http://ru.wikipedia.org

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» 

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений!

 

Принципы гештальта 3

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/70386

 

Гештальт-психология -  К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как

  1. фактор близости
  2. фактор сходства
  3. фактор хорошего продолжения
  4. фактор общей судьбы


В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу "New Look".

 

Принципы гештальта 4

http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps7-004.htm


Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название "гештальтов". На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.


1. принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

2. закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее "удобоваримую", с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют "хорошим гештальтом".

Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом "здесь и сейчас", согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий:

  1. ощущение - На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания).
  2. осознавание - Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.
  3. энергию - Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер "заряженной энергией озабоченности". В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально "приближается" к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.
  4. действие - На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому "присвоению" или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее "пережевывание", что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.
  5. контакт - В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.
  6. разрешение - Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом, применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов

 

 

основатели



Макс Вертгеймер

Родился в Праге 15 апреля 1880 года. Его отец был учителем и директором в коммерческой школе. Макс изучал закон больше двух лет, но решил, что он предпочел философию. Он уехал, чтобы учиться в Берлине, где он брал уроки у Стумпфа, затем получил докторскую степень (диплом с отличием) под кураторством Кюльпе в Университете Вюрзбурга в 1904 году. В 1910 году, он учился в университете Франкфурта, в Психологическом Институте. В то время как на каникулах в том же самом году, он заинтересовался «восприятием», на которое он наткнулся в поезде. Во время остановки на одной из станций он купил игрушечный стробоскоп - вращающийся барабан со щелями, чтобы просмотреть картинки на внутренней стороне трубы, в виде примитивной кино - машины. Во Франкфурте его прежний учитель Фридрих Шуман (Friedrich Schumann), дал ему попользоваться тачистоскопом, чтобы изучить этот эффект досконально. Его первыми объектами были два младших помощника, Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) и Курт Коффка (Kurt Koffka). Они стали партнерами на всю оставшуюся жизнь.

 

Вольфганг Кёллер

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Он получил свою докторскую степень по философии в 1908 году в Университете Берлина. Затем он стал помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, где встретился и работал с Максом Вертгеймером. В 1913 году, он использовал в своих интересах назначение на учебу в Антропоидной Станции в Тенерифе на Канарских Островах, и остался там до 1920 года. В 1917 году, он написал свою самую известную книгу, Менталитет Обезьян. В 1922 году, он стал главой и директором лаборатории психологии в Университете Берлина, где он оставался до 1935 года. В течение этого времени, в 1929 году, он написал Гештальтпсихологию. В 1935 году, он переехал в США, где он преподавал в Свартморе, пока он не удалился от преподавания. Он умер 11 июня 1967 года в Нью-Хэмпшире.

 

Курт Коффка

Курт Коффка (Kurt Koffka) родился 18 марта 1886 года, в Берлине. Он получил докторскую степень по философии в Университете Берлина в 1909 году, и, точно так же как Кёллер, стал помощником в Франкфуртском Университете. В 1911 году, он перешел в Университет Гессена, где он преподавал до 1927 года. В это время, он написал Рост Мышления: Введение в Детскую Психологию (1921 г.). В 1922 году, он написал статью для Психологического Бюллетеня, который вводил программу Гештальт для читателей в США. В 1927 году, он уехал в США, чтобы преподавать в Колледже Смита. Он издал Принципы Гештальтпсихологии в 1935 году. Курт Коффка умер в 1941 году.

 

Курт Левин

Курт Левин (Kurt Lewin) (1890 - 1947) Родился 9 сентября 1890 года, в Могилно, Германия. Он получил докторскую степень по философии в Университете Берлина (Berlin under Stumpf). После службы в армии он вернулся в Берлин, где он работал с Вертгеймером, Коффка, и Кёллером. Он уехал в США как лектор в Стэнфорде и Корнелле, и работал в Университете Айовы в 1935 году. В 1944 году, он создал и управлял Исследовательским центром Динамической Группы в Массачусетском технологическом институте. Он умер в 1947 году, только начав работать там. Левин создал топологическую теорию, которая выражала человеческую динамику в форме карты, представляющей место жизни человека. Карта наполнена потребностями, желаниями и целями, а векторы или стрелки указывали направления и силы. Этой теорией интересовались многие психологи в США, особенно, те, кто интересовался социальной психологией. Он оказал влияние на Музафера Шерифа, Соломона Эсча, и Леона Фестингера.

 

Эрнст Мах

Эрнст Мах (Ernst Mach) (1838-1916 гг.) ввел понятия космических форм и форм времени. Мы видим квадрат как квадрат, является ли это большим или маленьким, красным или синим, четкими линиями или нет... Это - космическая форма. Аналогично, мы слышим узнаваемую мелодию, даже если мы изменяем, ключ таким способом, которым ни одна из нот не является той же самой.

 

Кристиан фон Эренфельс

Кристиан фон Эренфельс (Christian von Ehrenfels) (1859-1932 гг.), который учился с Бретано в Вене, и является фактическим создателем термина Гештальт, в том понимании, в котором его используют психологи Гештальт. В 1890 году, фактически, он написал, книгу под названием О Качествах Гештальт. Одним из его студентов был никто иной, как Макс Вертгеймер.

 


Освальд Кюльпе

Освальд Кюльпе (Oswald Kulpe) (1862-1915 гг.) был студентом Г. E. Мюллера в Гёттингене, и получил свою докторскую степень в Лейпциге. Он учился также с Вундтом, и служил помощником Вундта в течение многих лет. Он сделал большую часть своей работы во время пребывания в Университете Вюрзбурга, между 1894 и 1909 годами. Он является наиболее известным за идею мыслей без визуализации. Вопреки последователям Вундта он показал, что некоторые умственные действия, такие как суждения и сомнения, могли произойти без возникновения изображений. "Части" души, которые постулирует Вундт - сенсации, изображения, и чувства - были, очевидно, недостаточными, чтобы объяснить все из того, что продолжало происходить с человеком. Он наблюдал за докторской диссертацией некого Макса Вертгеймера.

 


Курт Гольдштейн

Родился в 1878 году. Защитил свою докторскую степень в Университете Бреслау в 1903 году. Затем он преподавал в Неврологическом Институте Университета Франкфурта, где он встретил основателей Гештальтпсихологии. Он переехал в Берлин, чтобы стать профессором там, а затем он переехал в Нью-Йорк в 1935 году. Там, он написал Организм в 1939 году, и более позднюю свою работу - Человеческая натура в свете Патологии в 1963 году. Он умер в 1965 году. Гольдштейн развивал целостное представление о функции мозга, основанной на исследовании, которое показало, что люди с повреждением головного мозга учились использовать другие части своего мозга в компенсацию поврежденной. Он расширял свой холизм (учение о целостности мира) на весь организм, и постулировал, что был только один двигатель в человеческом функционировании, и выдумал термин самоактуализация. Самосохранение, обычный постулируемый центральный повод, как он утверждал, является фактически патологическим! Гольдштейн и его идея самоактуализации влияют на довольно много молодых отдельных теоретиков и врачей. Среди них были Гордон Оллпорт, Карл Роджерс, и Абрахам Маслоу, основатели американского гуманистического движения психологии.

http://www.geshtaltpsy.ru/index.php

 

альтернатива


 

оп-арт — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.

Так оп-арт столкнулся с первичными, низовыми схемами в механизме человеческой перцепции. Принудительная реакция глаза на противоестественный гештальт рефлекторна, как реакция пальца на ожог. Сознательная интерпретация здесь исключена. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата. Виднейший представитель и теоретик этого направления Вазарели писал: "Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину; изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов — все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль — не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, а стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье".

 

Виктор Вазарели (фр. Victor Vasarely, венг. Vásárhelyi Győző; 19061997) — французский художник, график и скульптор венгерского происхождения, ведущий представитель направления «оп-арт». Сын — художник Жан-Пьер Ивараль.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Образцы

Статистика

Пользователи : 27771
Статьи : 130
Ссылки : 3
Просмотры материалов : 4760041

Сейчас на сайте

Сейчас 214 гостей онлайн