Основы плохого рисунка - критика книги Н. Ли

Автор: Ефим Репин 24.11.2010 20:11
Учебные пособия
Печать

Когда меня просят рекомендовать что-нить почитать по рисунку, я начинаю задавать вопросы и медлить. Что бы рекомендовать надо понимать уровень, учитывать цели. Но вот что я рекомендую не задумываясь, это не читать "основы Н. Ли". Даже в тех местах, где идет общее повествование и голые шарики с овалами - и там опасно получить вирус посредственного рисования. Я решил посвятить этому время, чтобы всякий раз не объясняться по кругу и ограничиться ссылками.

 

 

Вот классическео заблуждение:
- Да взят Н.Ли Там всё есть, книги на 5 лет хватит черпать с неё... (цитата участника форума)

Профессионалам давно понятно, что есть этот трактат. Книга является объемной компиляцией известного, ранее опубликованного материала и не предлагает чего-то нового. Скорее там, где появляется самодеятельные врезки и рисунки автора материал предполагает обращение к традиции, корням так сказать. Надо признать, что размещение обучающего материала по рисунку в одном месте с сопроводительными рисунками - это очень удобно. Многообещающая обложка, убедительная толщина, сравнительно небольшая цена делают издание весьма привлекательным для начинающих. Благодаря огромному тиражу книга получила широкую аудиторию и стала основным изданием для начального школьного образования во всех регионах России. Это печально. Именно поэтому, критика книги должна быть резкой, кричащей, плакатной: "Внимание, Опасность! Не читать, не трогать!"

Что же так удручает. 1. Книга сеет глобальные ошибки, которые прививают посредственное, серое рисование. 2. Порождает гнилые всходы и муки от дальнейшего употребления. 3. Начинена противоречиями и плохими примерами (рисунки самого автора). 4. Она прививает извращенное понятие АКАДЕМИЧЕСКОГО рисунка и ошибочно его трактует. Но обо всем по порядку.

 

 

Особая статья - Рецензенты

Читаем на обороте титульного листа. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 070603 «Искусство интерьера», 270301 «Архитектура» и другим; приказ № 3867 от 28. 11. 2001 г.

Рецензенты: коллегия Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого
(Г. В. Жаков - засл. учитель школы РФ. Председатель цикловой комиссии по рисунку, член Союза художников России; Г. Н. Балашов — заслуженный учитель школы РФ. Член Союза художников России, автор программ по анатомии для средних специальных учебных заведений, утвержденных УМО Минобразования РФ, преподаватель рисунка и анатомии, зав. кабинетом анатомии; А. Н. Косырсв — директор ПХУ им. К. А. Савицкого, член Союза художников России);
О. М. Савостюк — профессор, народный художник России, действительный член Академии российского искусства, действительный член Академии гуманитарных наук, заслуженный деятель искусств Польши, почетный президент АИАП-ЮНЕСКО;
В. Ф. Губко — заведующий кафедрой рисунка, МГХПУ им. С. Г. Строганова, заслуженный художник России.

 

Судя по рекомендации министерства она рекомендована в первую очередь тем, для кого рисунок не является основным предметом а нужен для общего, так сказать развития. В то же время это свидетельствует и о уровне пособия. То что положено Юпитеру…

В нашей системе образования четкая иерархия ценностей. Сделайте вывод те кто собирается заниматься рисунком профессионально.

Среди рецензентов, на первых ролях, идет коллегия пензенского училища. Как случилось, что рецензентами народного учебника для высшей школы стали вдруг неизвестные, но невероятно уважаемые педагоги провинциального училища? Среди них заслуженный учитель, председатель какой-то комиссии, автор программ по анатомии. Академик стоит предпоследним в списке.
Напоминаю - иерархию никто в нашей стране не отменял.

 

Академик: профессор О. М. Савостюк.

Никогда так низко не ставили академика, да еще народного художника! Наверное этому есть какое-то объяснение. Ну во-превых, вряд ли народного художника России, академика, зав. кафедрой графики МГАХИ им. В.И.Сурикова, профессора. Савостюка Олега Михайловича http://www.savostyuk.ru/savostyuk/painter/page3.html можно причислить к рисовальщикам.

А что за организации он представляет? В начале списка стоит нечто академическое. Я не смог найти Академию Российского искусства, если не обращать внимание на совпадения с академией ресторанно-культурного толка и академией массовых мероприятий.

"Академия Российского искусства - группа компаний, состоящая из ряда коммерческих и некоммерческой организации, успешно реализующая несколько крупных проектов, осваивая различные направления. Одно из них - восстановление памятника архитектуры в центре Москвы и реализация в нем ресторанно-культурного и театрального центра". http://rostov.hh.ru/employer/142393

Российская Академия Искусств - организация массовых мероприятий и акций. http://rabota.66.ru/office/24326
А так же, вот совсем молодая общественная организация с громким названием - Международная академия общественных наук, созданная решением Общего собрания учредителей Фонда «МАОН» от 20 февраля 2008, http://www.maon.ru/

Значение имеет только словосочетание: Российская Академия Художеств. Учредителем этой Академии является Правительство Российской Федерации. Только она является преемницей традиций Академии трех знатнейших искусств, с учреждением которой в 1757 году были заложены основы для дальнейшего развития отечественной художественной культуры и науки. («УСТАВ Российской академии художеств» от 18 ноября 1997 г.) Но в перечне регалий Савостюка в данном издании оное отсутствует.

 

Вывод 1

 


 

 

 

В чем главные проблема книги:


1. Компиляция из многих руководств. Переварил, что называется, и пропустил через себя то, о чем имеет поверхностное представление. Так как Ли рисовать не умеет, акценты в тексте книги расставлены не правильно и иллюстрации подобраны с явными ошибками. Те, кто впервые начинает знакомиться с наукой рисования, получают ядреный вирус в мозг от которого придеться долгие годы лечиться.

2. Схемы! Доморощенные, вымученные из Баммеса схемы. Если уж и смотреть этот вариант, лучше в первоисточнике. Схемы очень приблизительные и приводят к отрицательным результатам.

3. Сам рисунок. Вот вам пример, результат рисования Ли. Схема+Анатомия+Рисунок. Подбирая выражения скажу, так делать нельзя. Очевидные прорехи в конструкции, серятина и примитив - результат, который вы получаете (независимо от уровня) после прочтения 500 стр..

 

 


 

Вот пример характерной "неточности" в рисунке Ли. (Опускаю то как нарисована кисть с карандашом. об этом подробнее позже).

Читаем: Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта.
В действительности у автора, каждый предмет имеет свою персональную линию горизонта. (см. след рис.)

Зная, как готовятся такие издания, скажу - всегда не хватет "одного миллиона долларов и одной комнаты" для того что бы нормально все нарисовать и проверить. Такие вещи делаются на автоматизме. Если привык рисовать так, то и в голову не приходит проверять. Издатель платит за колличество схем и авторских листов. Писать не рисовать.

 

 

Художник Фальк говорил Рихтеру, что в живописи труднее всего нарисовать идеально правильный круг. Но если его рисовать одновременно двумя руками, становится проще.

 

"Рассмотрим форму шара"

начинается абзац...

Я рассмотрел ее. Казалось бы, шар то Н. Ли должен нарисовать, демонстрируя нам сотни овалов и осей на предыдущих страницах, разбирая свет и тень, разжевывая все до запятой, до точки. Но как вы видите далее - это совсем не так. Более того, там где должна быть предельная четкость и разбор формы - качество отсутствует. Почему?

 

Прежде всего книга плохо издана.


1. Там, где требуется особое внимание к теории и наглядность - ничего не разобрать. Рисунки сознательно сделаны на полях и не большого размера для экономии. Пусть больше читают!

2. Печать выполнена на офсетной бумаге, что естественно сказывается на передаче полутоновых градаций. Напомню, что черно-белые иллюстрации в высокохудожественных изданиях печатаются также, как цветные - в 4 краски, именно для того чтобы не потерять нюансы.

Понятно, что в этом случае о нюансах печати не может идти речь - их нет в оригинале. Зачем платить дважды, если не видно разницы!

 

 

Я не смог понять логики построения, ее нет. Уважаю рисование "на глаз" - это самое точное рисование, но этот глаз явно надо подправить. Говорят, Рафаэль мог одним росчерком нарисовать правильный круг. А Брунелески! Легенда говорит о том, что именно благодаря тому что он смог одним движением нарисовать круг, убедило папу римского дать разрешение на возведения знаменитовго купола церкви Санта-Марии...

 

 

 

Если учесть, что рисунок шара и его построение - основа основ рисунка, то уже можно догадаться какими будут ошибки у Ли когда он начнет показывать построение более сложных форм и их тональное моделирование.

 

 

 

Видоискатель

Что касается поиска композиционного решения видоискатель неприемлем в ИЗО. Этот прием используют киношники, так как они строго привязаны к формату (пленки, теперь уже цифры). Например, начинающий кинолюбитель может поискать в окружении нечто интересное используя этот прием.
В ИЗО все наоборот. Формат вы выбираете согласно вашему замыслу и характеру постановки. По Н. Ли получается что вы сначала изготовили планшет - потом пришли на занятие - и невзирая ни на что вписали туда постановку. Так можно действовать, но уже на 4 курсе академии, изучив за 3 года характер преподавателя. При этом все равно в запасе множество различных форматов на случай "постановка понравилась"

 

_

 


 

Продолжение Вконтакте

Отзывы

Галина Ефремова

Я как раз жертва этой книги. Уже долго лечусь)). Когда-то показала преподавателю эту книгу, он учился лет 30 назад в Академии Художеств, преподаватель сделал исправления на внушительном колличестве страниц. Выразил свое негодование к построению и передаче светотени, да и вообще, посоветовал эту книгу не открывать.

 

Дима Яблонский
Помню листал эту книжку, увидел нарисованные носы в разных ракурсах... так вот, там были ракурсы даже настолько экстремальные, что я не понимаю ЗАЧЕМ это нужно и как нужно расположить человека, чтобы нос был в таком ракурсе. Не, ну расположить может и можно, но потом как его рисовать? Леч под натуру? (есть там ракурс, когда практически только ноздри видно) И с ушами дела обстоят так-же, с глазами. Зачем-то показаны губы разных форм и размеров, штук 10, причем суть везде одна и та-же.. он собрался нарисовать губы всех людей планеты? Та же история и с носом. В профиль нарисованы куча разных носов, нарисованы просто линией. Зачем? Увидел изуродованного Гаттамелата и Антиноя с опухшими губами...

 

 

 

об авторе

 



 

Николай Геннадьевич Ли (род. 1945, село Куйган Алма-Атинской области, Казахстан) — художник, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Родился в семье корейцев, высланных с Дальнего Востока. В 1970 году окончил Алма-Атинское художественное училище, в 1980 году — Ленинградский художественный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина по специальности художник-график. С 1981 года работает в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии на кафедре рисунка, живописи и скульптуры. В 2002 году ему присвоено звание профессора. Николай Геннадьевич Ли является участником зональных, республиканских, всероссийских, зарубежных и международных выставок. Имеет три персональные выставки. Член Союза художников России. Кандидат педагогических наук (тема диссертации — «Специфика методики обучения рисования фигуры человека в архитектурно-строительных вузах»).

Автор учебника «Основы учебного академического рисунка», ставшего популярным в России и за рубежом, получившего положительные отзывы в Германии и США. Учебник даёт представление о форме, объёме и конструкции натуры. Первое издание учебника вышло в 2003 году, в дальнейшем переиздавался.

 

Пензенский художник Николай Ли, автор известного как в России, так и за рубежом учебника «Основы учебного академического рисунка» в этом году отметил своё 60-летие. Николай Геннадьевич родился и вырос в Казахстане. Его родители, корейцы по национальности, были высланы с Дальнего Востока ещё в сталинские времена. После окончания Российской академии художеств имени Репина в 1980 году Николай Ли по распределению приехал в Пензу.Николай Геннадьевич более 25 лет занимается преподавательской деятельностью в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, где возглавляет кафедру рисунка. Его учебник «Основы учебного академического рисунка», изданный два года назад, пользуется популярностью у студентов практически всех вузов страны. Его книга даёт представление о форме, объёме и конструкции натуры. Преподавание без учебника происходит на интуитивном уровне и не даёт должной базовой подготовки, считает Николай Ли. Первый учебник вышел в 2003 году тиражом около 30 тыс. экземпляров. Книга уже имеет положительные отзывы в России и за рубежом, например в Германии и США. С помощью грамотной методики научить рисовать можно каждого, но не каждый станет художником. По словам Николая Ли, творчество и педагогику эффективно совмещать невозможно. Слишком много самоотдачи требует и то, и другое. Николай Ли скучает по творчеству, заняться которым не хватает времени.