Салонное искусство - определение

Автор: Ефим Репин 06.12.2010 00:00
Искусства
Печать

Смысл понятия «салонное искусство» в целом неоднозначен. Прежде всего понятие «салонное искусство» связано с Францией, с теми мастерами, которые выставляли свои работы в парижском Салоне (на регулярных официальных выставках, которые проводились в Париже с 1653 года). Жюри Салона поддерживало, как правило, академическое искусство и отрицательно относилось ко всякому нарушению традиций. Во Франции расцвет салонного искусства как направления падает на 1850-1870-е гг., когда крупнейшими его представителями Т. Кутюр, А. Кабанель, Ж.Л. Жером, Ф. Кормон, П. Деларош, портретисты Ш. Шаплен, Ф. Винтерхальтер, Ш.-Э. Каролюс-Дюран и другие. Количество мастеров, участвующих на той или иной выставке Салона обычно доходило до 3-4 тысяч, и это были художники очень разные по своим творческим устремлениям.


В более же широком смысле под салонным искусством понимается направление в искусстве Европы и Америки XIX-ХХ веков, характеризующиеся некоторой слащавостью, определенной красивостью, иногда сентиментальностью и эротикой, а главное - приноравливающееся ко вкусам обывателя, к потребностям рынка. Многие из представителей салонного искусства были далеки от каких бы то ни было новаторских исканий и, как правило, примыкали к господствующим направлениям в искусстве, являясь либо его второстепенными представителями, либо эпигонами.

Они были по сути своей эклектиками, нередко использовали живописные завоевания крупнейших мастеров. Характерными чертами такого рода произведений были эффектная композиция, прямолинейная трактовка сюжета, виртуозность исполнения, слащавость и идеализация в трактовке образов и нередко эротика. Но и такое искусство от создателей требовало и больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства. Не случайно его создатели принадлежали к числу лучших выпускников Академии художеств.

Понятие «салонное искусство» по отношению к русскому искусству имеет чисто вкусовой оттенок - это нечто манерное, поверхностное, нетребовательно красивое, с лёгким налётом эротики, «абсолютно беспечальное искусство», по выражению одного из критиков, - то есть искусство, которое привлекает массового зрителя. Лишь небольшая часть русских мастеров - С.В. Бакалович, И.П. Похитонов, А.А. Харламов, М.М. Антокольский регулярно принимали участие в выставках Салона во Франции.

 

В самой России художественных Салонов, подобно французскому, не было.

Исследователями не раз отмечалось, что термин «салонное искусство» применительно к российскому искусству ввел художественный критик Сергей Глаголь (С.С. Голоушев) в 1880-х годах, назвав в одной из своих статей известного живописца Г.И. Семирадского «салонным художником». В этой статье он говорит, что «салонный» художник - это «художник того круга буржуазии, который смотрит на искусство как на своего рода слугу, требует от него красоты и наслаждения и не любит, чтобы в голове его будили беспокойную мысль и «проклятые вопросы»».

Однако салонные тенденции появились в русском искусстве гораздо раньше. Истоки русского салонного искусства лежат в творчестве живописцев первой половины XIX века О. Кипренского, К. Брюллова, Ф.А. Моллера и других. Расцвет же этого течения падает на вторую половину XIX столетия.

Темные стороны действительности, социальные и психологические конфликты, затрагиваемые ведущими мастерами реалистического направления (В.Г. Перовым, Л. Соломаткиным, И.Е. Репиным и другими) не были отличительными сторонами салонного искусства. Оно было призвано отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.

Среди салонных мастеров были К.Д. Флавицкий, К.В. Лебедев, А.Д. Литовченко, Г.Г. Семирадский, К.Е. Маковский и другие. Но при этом нередко творчество того или иного называемого салонным художника не укладывалось целиком в рамки салонного искусства. Наряду с салонными работами в их творчестве могли быть чисто академические вещи или произведения в духе реализма.

Очевидно, что русское салонное искусство не является чем-то исключительно национальным, во многом оно близко к искусству Европы. У западноевропейского и русского салонного искусства немало общего: это и обращение к итальянскому жанру, и портреты в двух разновидностях - «прелестное дитя» и «прекрасная дама», и необыкновенно красивые пейзажи, античные герои и вполне реальные исторические деятели и т.д.

Отличалась русская салонная живопись от западноевропейской лишь национальной тематикой. Русские мастера создавали полотна на сюжеты из отечественной истории, портреты дам в кокошниках, «сладкие» бытовые сцены с национальным колоритом и т.п. Так, в области исторической живописи часто их привлекали проходные исторические эпизоды или будничное времяпрепровождение известных исторических лиц. Весь интерес в этих работах сосредотачивался на исторических деталях: бутафории, убранстве интерьеров, покрое костюмов и прическах.

Таковы произведения И.О. Миодушевского «Вручение письма Екатерине II» (1861, ГТГ), А.Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875, ГРМ) и др. Наконец, особый подраздел составляет «одомашненные» исторические сцены, где показана жизнь Руси (К.Е.Маковский «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ), К.В. Лебедев «Боярская свадьба» (1883, ГТГ)).

В последние годы можно отменить резкое повышение интереса к русскому салонному искусству среди исследователей. Среди этих публикаций необходимо прежде всего выделить работы Е.В. Нестеровой, в которых уточняются понятия «салонное искусство», «академическое искусство» и т.д. Необходимо нужно отметить также ряд статей: Т.Л. Карповой, В.С. Турчина, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина, А. Одом, Е.А. Бобринской, С.С. Степановой, А.А. Погодиной, И.Ф. Краниковой, Н.Н. Мамонтовой, И.В. Шумановой, Н.Г. Иеняйло, И.А. Семаковой в сборнике, опубликованном в связи с выставкой «Пленники красоты» в ГТГ в 2004-2005 гг., выступления на конференции, состоявшейся в связи с этой выставкой, а также статью А.М. Муратова в энциклопедии, посвященной художникам русского Салона.

В отечественном искусствознании исторически сложилось так, что академическое и салонное искусство второй половины XIX века всегда противопоставлялось искусству реалистическому. Исследователями не раз отмечалось, что академическая живопись в целом близка салонному искусству. У них немало общего - некоторая поверхностность психологических характеристик, известная красивость и даже «идеальность героев» и т.д. Мастера и академизма, и салонного искусства используют отдельные приемы и открытия разных эпох и разных стилей.

Но все же академизм и салонное искусство – явления не тождественные. В основе академического метода лежит основополагающий принцип – идеализация (с ориентацией на высокие образцы классического искусства). Салонному искусству же нередко присущи слащавость и особенный акцент на «красивость». Как отмечает Е.В. Нестерова, «совпадение же на определенном этапе некоторых позиций академического и салонного искусства вызвано несколькими причинами.

Во-первых, салон всегда паразитирует на официальном искусстве, рассчитан на традиционное, а не новаторское восприятие. Ориентация на идеальное также сближает академическое и «вечно красивое» салонное искусство. Только в академическом искусстве этот идеал – классика, а в салонном – современность, оформленная под классику. […] Кажущееся сходство между познеакадемическим и салонным искусством основано на том, что в обоих случаях акцент делался на идеальное, разница была в весьма существенных оттенках этого идеального, располагаясь в диапазоне между «прекрасным» и «красивеньким»». Часто черты и академизма, и салонного искусства присутствуют в творчестве одного мастера.

Размытость границ между салонным и академическим искусством нередко приводит к тому, что некоторые исследователи употребляют эпитет «салонный» по отношению к академизму. Однако это является весьма спорным. Автор согласен с теми исследователями, которые считают академизм и салонное искусство – явления близкие, но не тождественные.

Представляется спорным мнение и тех исследователей, которые считают, что салонное, академическое искусство (или, как определяют некоторых из них, салонно-академическое искусство) – это стиль. Автор согласен с Е.В. Нестеровой, которая считает, что салонное искусство – «не столько продукт какого-либо художественного направления в искусстве, сколько социальное явление. Во второй половине XIX века оно сформировалось в ответ на желание новой буржуазии украсить свою жизнь, соответствуя ее представлению о красоте и роскоши».

 

Посохина Марина Владимировна