Система Прейслера. Рисовальное художество

Автор: Ефим Репин 05.03.2010 23:10
Методики
Печать

Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Для своего времени это было лучшее руководство.

 

Буде охота есть

Для правильной организации методики преподавания рисования в учебных заведениях XVIII в была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.


Методика

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.
Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.

Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. 


Чтобы научиться быстро и хорошо улавливать движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения. Когда характер формы и движения найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны.

    

Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик — в руках».

 

Вся работа рисовальщика должна проходить легко и свободно, без особого напряжения и скованности. Схемы построения формы на плоскости должны быть усвоены учеником, но в дальнейшем их не надо вычерчивать, а только использовать мысленно. Рисуя с натуры предмет, все вспомогательные линии построения изображения надо проводить очень легко, едва касаясь карандашом бумаги, чтобы они были едва видимы, а впоследствии только мысленно. «Потребные к освидетельствованию линии должны быть так проведены, что их видеть не можно, потому что они токмо в мысли употреблены быть долженствуют».

Когда общее построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем линия в рисунке должна помогать зрителю «читать» объем и характер формы тела.


Умению владеть линейным рисунком Прейслер придает очень большое значение

 

 

В красивой выразительной линии, утверждает художник, заключена эстетическая ценность рисунка: «Наибольшая красота состоит, без всякого сомнения, в хорошем и чистом обрисовании». Но это «обрисование» должно быть основано не на простом наблюдении, а на знании строения формы человеческого тела. Для этого Прейслер предлагает ученику заучить основные схемы строения частей человеческого тела, кроме того, основательно изучить пластическую анатомию.
В дополнение к этому пособию Прейслер и издал книгу «Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев».

Одна из частей «Ясного показания...» посвящена способам выявления формы предметов средствами светотени «Тень и свет суть яко живот всего рисования, от чего оно свое возможное совершенство получает». Поэтому здесь рисовальщику надо быть особенно внимательным.

 


Особенно же тщательно надо работать над рисунком одетой фигуры, чтобы под складками одежды чувствовалось тело: «Особливо смотреть надлежит: фалды должны так лежать, чтоб нагое тело видно было, и, напоследок, чтобы они не очень далеко от тела отстояли, понеже сие не гораздо красовито показаться может».


Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах.

Большую методическую помощь книга Прейслера оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств. В предисловии к «Курсу рисования» А. П. Сапожникова, изданному в 1875 году, П. Марков писал о пособии Прейслера: «Сочинение это, весьма дельно вообще составленное, переходило из рук в руки, из рода в род, как драгоценность успело достигать до русских рисующих ближайшего к нам времени и оказывать им существенные услуги».

Следует отметить, что первые наши учителя-иностранцы ста¬ли использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования. Видимо, учителям-иностранцам было сложно объясниться по-русски с учениками, и они просто заставляли своих воспитанников перерисовывать иллюстрации из книги Прейслера. Известно, что учащиеся Рисовальной палаты при Академии наук — Никита Золотарев, Иван Пенов, Семен Лакин — даже на экзаменах дела¬ли рисунки с книги Прейслера. Это дало повод в дальнейшем исследователям назвать метод Прейслера «копировальным», «догматическим», «вредным», «приводившим искусство рисунка к тупику».



Такая оценка метода Прейслера не может считаться правильной с исторической точки зрения. Не случайно его труд имел такой большой успех в течение целого столетия, хотя за это время было издано много различных руководств и пособий по рисунку как в России, так и за рубежом. Безусловно, сегодня можно найти недостатки в книге Прейслера, но ради исторической правды надо указать, что для своего времени это было лучшее руководство.

Те знания, которые ученик получал на основе изучения курса Прейслера, помогали ему в дальнейшем рисовать с натуры, а также рисовать по памяти и по представлению, что так важно для художника. Но самое главное — Прейслер нигде не пишет, что его книга предназначается для срисовывания.

Наоборот, в главах «О прочих фигурах» (часть II) он пишет, что иллюстрации он дает не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы и методы изображения;

 


Давая пояснение к таблицам, Прейслер нигде не говорит о том, что их надо срисовывать, а призывает к изучению закономерностей строения формы. Например, к главе «О движении головы» он пишет: «Сие ж надлежит разуметь и о смотрящих в них головах. Особливо должно примечать, то чем больше голова вверх смотрит, тем больше верхняя ея части уменьшаются».

 

Следует отметить, что среди учителей-иностранцев были и такие (например, Б. Тарсиа, И. Гриммель, И. Жилле), которые правильно применяли метод Прейслера, то есть обучали рисунку с натуры. Что же касается учебных задач рисования, то, возможно, в то время копировальный метод работы с книгой Прейслера и имел смысл, так как он упрощал дело и способствовал использованию рисования в общеобразовательных целях.

Гриммель (Grimmel) Иоганн-Элиас - учитель рисования в Академии Наук (1703 - 1759); вызван в Петербург из Германии в 1741 г.; рисовал зверей в кунсткамере, проекты фейерверков и аллегорий, сочиненных Штелиным, и делал рисунки для описания коронации Елисаветы. В евангелической церкви на Васильевском острове его картины "Воздвижение в пустыне медного змия", "Распятие Иисуса Христа" и пр.

Жилле (Никола-Франсуа, Gillet, 1709 - 1791) - французский скульптор, занявший видное место в истории русского искусства. Пользуясь уже некоторой известностью во Франции и состоя членом Парижской академии изящных искусств, прибыл по приглашению И.И. Шувалова в 1758 г. в Санкт-Петербург и поступил на службу по контракту в новоучрежденную Императорскую Академию Художеств, профессором скульптуры, сроком на три года, но исполнял эту должность в течение двадцати лет и таким образом, сделался первым насадителем означенной отрасли искусства в России. Под его руководством образовались талантливые Шубин , Гордеев , Федос Щедрин , Арх. Иванов и вообще все русские ваятели, воспитывавшиеся в Академии с 1758 по 1778 г. В 1767 г. он был произведен в адъюнкт-ректоры Академии. В 1773 г. по собственному своему желанию был уволен от службы в этом учреждении, с пенсией по 400 рублей в год, и уехал на родину (в Мец); но в 1780 г., вследствие получения им, по ошибке банкиров, пенсии вдвойне за две трети года, дальнейшее ее производство ему было прекращено, без всякой вины с его стороны. Из произведений Жилле, исполненных во Франции, известны мраморные статуи: "Парис, подающий золотое яблоко Венере" (1757; находится в Лувре в Париже) и "Геркулес, подносящий Еврисфею эриманфского вепря", каменные группы: "Зефир и Флора" и "Вертумн и Помона" (находились на даче г. Бельмона, в Валантоне, близ Парижа) и некоторых других. Из работ его в России уцелел только портретный бюст И.И. Шувалова, хранящийся поныне в музее Императорской Академии Художеств. А. С-в.

 

 

Необходимо подчеркнуть, что общеобразовательные учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественною обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те смогли их использовать в самых различных случаях.

 

таблицы

 

 


Прейслер И. Д.
Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству.
СПб., 1810. 44 с., 53 л. ил.; 344 х 230 мм.

 

 

по Прейслеру

 


 

L`ART DU DESSIN. Collection De Manuels Elementaires. Figures - Julien. Искусство Рисунка.
Франция. Paris. Francois Delarue. 1895 г. 24 рис. Твердый издательский переплет. 16х24 см.