Почему нельзя рисовать по фотографии

Автор: Ефим Репин 20.02.2012 21:45
Печать
y_e986aadb
_

 Сразу могу сказать, что мир не перевернется, если завтра все обыватели нашей страны начнут тушевать по фотографии милые сердцу портретики киногероев. В этом акте отречения от телеэфира (что уже само по себе полезно) срастутся страдания по самосовершенствованию и мечты о прекрасном. Когда на пустом месте, доступными средствами (уголь,  карандаш) родится некое воплощение фантастических сновидений, вечной молодости, богатства и любви – пусть на бумаге, но нам улыбнется счастье.

Однако для тех, кто собирается связать свою жизнь с изобразительным искусством важно с самого начала правильно поставить руку, глаз и (главное) голову. Повальное увлечение народонаселением рисованием под фото и показное удовлетворение от результатов, (выращенное в социальных сетях) может сбить с толку даже образованного человека. Я обратился с вопросом «а почему?» в одну из таких групп (Я РИСУЮ! И МНЕ ЭТО НРАВИТСЯ! ) и вступил в дискуссию. Оправданий было несколько.

_

1. На вкус и цвет...

Главный тезис не только фотозависимости, а вообще дилетантизма. Это успокоительное зелье, выпущенное в свет для отпущения грехов всем начинающим в момент крайней беспомощности и халтуры. Облегчает участь многих народных «умельцев», которым не дано видеть собственные недостатки и вообще сомневаться  в своей природной гениальности. Это наивный способ не признавать свою необразованность и глупость, когда речь, например, заходит о многообразии абстрактных, полифонических форм современного искусства. И как тут не воскликнуть – о вкусах не спорят! 

_

Субъективизм оценок и тенденциозность взглядов свойственен всем, даже самым известным экспертам с мировым именем. Их поэтому и ценят, потому что хотят услышать их Личное мнение, на фоне отсутствия общепринятых критериев оценок. Но, тем не менее, есть вещи, которые объединяют даже самых ярых противников. Это уровни. Точнее профессиональный и художественный уровень художника. И если опросить экспертов на эту тему – поверьте, их мнения во многом совпадут. Есть бесспорные истины человеческого воприятия и категории вкуса, если хотите, стандарты качества, которые воспитываются в школе, в институте и на практике. Это очень тонкие материи, многим, кстати, недоступные от природы - как врожденный слух в музыке. Непосвященные либо не видят разницы, либо не понимают, либо не слышат - а значит и не могут оценить что перед ними и каков уровень мастерства. 

_

2. Этого хочет заказчик

Можно в эту грядку аргуметов добавить – «клиент всегда прав». Можно и продолжить… Естественно, когда речь заходит о зарабатывании денег в подсознании включаются простые маркетинговые правила и приемы, уже не раз доказавшие свою правоту. Но так ли это на самом деле? 

_

Во-первых, в подавляющем большинстве «клиент» не знает чего он хочет. Точнее, "заказать портрет" - это не оформленное в конкретику желание, а некое амбициозное исследование себя. «Хочу чтобы меня нарисовали, увидели меня глазами художника». Фотографии у него уже есть, нужно нечто другое, более ценное. В этом взаимодействии двух посторонних людей (модель – художник) есть нечто сакральное. _

Умный клиент может сопоставить сложность задачи, свои ресурсы и уровень исполнителя. Необразованный - готов к самообману. Готов поверить, и согласится с тем, что его «так видят» и он этого хотел. А исполнитель, включая первое правило халтурщика (см. выше) способен оправдать любой опус и выдать его за искусство. 

_

Во-вторых. Такого рода Исполнитель по-другому не умеет. Рисовать портреты по фотографии легче и быстрее. Для этого не надо специально и долго учиться. Достаточно слепо переносить точку за точкой, пиксел за пикселем, просмотрев пару видеоуроков и почитав инструкции. Не надо возиться с материалом и формой, а потом часами мучить клиента в мастерской, уточняя детали, добиваться неуловимого сходства.

_

Умный и добрый клиент, видя беспомощность исполнителя, снисходительно упрощает задачу, «если не можете по-другому – нарисуйте хотя бы по фотографии или как на фотографии». Глупый - хочет получить за свои деньги гораздо больше, и поэтому ведется на примитивные эффекты, дешевую бижутерию и китч. В этом желании ему трудно отказать и поэтому Исполнитель всегда будет прав. Потому что он не сможет отличить копию от потделки, и будет долго еще кусать муляж яблока в поискать фруктов.

_

3. Не учите меня жить – помогите материально

Такую реакцию можно услышать, дав кому-то, казалось бы, дельный совет. А что, если бы Вам предложили и то, и другое сразу? А именно, научили бы вас жить, чтобы помочь себе и своим близким материально (настоящие художники далеко не бедный народ).  В качестве бонуса рассказали бы вам, как творчески подходить к любому делу, ставить правильные цели и достигать их?

_

Вот одно из мнений: «Каждый считает себя умнее остальных и хочет раскрыть всем глаза. А то все тут такие ущербные и очевидного не видят. Хоть "караул" кричи. Какой смысл? …Посмотрела, почитала. Пожала плечами. Пошла рисовать дальше». Участник группы открыто заявляет о своем не желании слушать советы и рассуждать. Стремление самому решать свои проблемы, оставаться вечным «Самоучкой» предельно понятно и объяснимо. Этим ремеслом занимаются дилетанты, из них 75%  не имеют никакого художественного образования. Очевидно, что поставщиком "сырья" становятся провинциальные города, удаленные от культурных центров поселки и деревеньки.


Конечно, лезть с советами, когда их не просят, вроде бы негуманно, жестоко… но, позвольте. Рисовать по фото – это зло, сравнимое с табакокурением и алкоголизмом.

_

Первое зло

Человек убивает свое время на приобретение технических навыков для идентичности с фотографией. Кроме того, что это пустые знания (фотография не стоит на месте и она может быть плохая). Это все равно, что знать чем эта версия "Вконтакте" отличается от версии 2010 года или пересчитывать количество веток на дереве, или судить о литературном произведении по тому, какого цвета глаза у Наташи Ростовой. То есть человек не стремится познавать законы природы, способы изображения пространства, психологию и т.д. Не стремится сделать свой мир как-то интереснее, богаче, понять суть вещей - он тупо копирует пиксель, за пикселем. Он всецело подчиняется механическому действию, отрекаясь от себя. Его функция - эффект и иллюзия сходства с фотографией. В лучшем случае - "я могут также" или "оно похоже на оригинал". Мы получаем клона вместо оригинала - почувствуйте разницу. Вы повторяете, а не создаете, вы копаете, а не исследуете, вы убиваете время, а не живете.

_

Второе зло

Фотография меняет представление о реальности. Она уничтожает бинокулярное представление и уплощает (искажает) чувство формы. Для тех кто долго сидит на фотографиях - перейти к передаче живой натуры практически невозможно. Эта болезнь неизличима! Ни одна клиника хиругии глаза не восстановит зрение данное вам от природы. В итоге - разочарование и пассив от простого смотрения на натуру. Вам нужен кадр - отражение на плоскости. "Оно лучше чем в натуре" - вы замечали это за собой? Обратите внимание видео-, фото- изображение занимает большую часть нашей с вами визуальной информации.

_

Третье зло

Оно доступнее и поэтому невероятно быстро проникает в сознание. Для неокрепших умов это как наркотик, чем проще - тем лучше. Устоять от желания получить денег за это искусство прямо пропорционально навязать его другим.

_


фото для примера
http://egormisanthropy.deviantart.com/