Юрий Калюта. От рисунка к живописи

Автор: Ефим Репин 23.01.2010 01:02
PDFПечатьE-mail

Я благодарен судьбе, родителям, Всевышнему за подаренную мне возможность заниматься любимым делом – отображать действительность, сохраняя все лучшее, что досталось нам от великих мастеров прошлого. В своем творчестве я не разделяю изобразительное искусство на отдельные сферы деятельности: живопись, рисунок и т. д.



Красный сон. 120 x 180, холст, масло, 2005

 

  • Юрий Витальевич Калюта - заслуженный художник России, преподаватель Академического института им. И. Е. Репина.  Ведет активную выставочную деятельность: Россия, Германия, Китай. Известность пришла на Первом Пекинском международном художественном бьеннале в 2003 году, где он получил первую премию, а в 2005 г. - золотую медаль Академии художеств.

 

От рисунка  к живописи

Рисунок – это основа всего изобразительного искусства. Художник продолжает рисовать, когда он пишет маслом, рубит мрамор, выкладывает мозаику, занимается офортом и т. д. Раньше рисунок был вспомогательной дисциплиной при создании больших полотен, монументальных композиций. Самые яркие примеры – это творчество Микеланджело и Рубенса – двух величайших рисовальщиков во всей истории мирового искусства. Рисунок почти всегда был небольшого размера, легкий, динамичный по пластике. В дальнейшем с развитием изобразительного искусства, особенно в XIX веке, а затем уже в XX веке, рисунок стал вполне самостоятельным. Появилось огромное количество художников, для которых рисование стало главным в их творчестве. Рисунки стали довольно больших размеров, усложнилась техника изображения, стали использоваться новые материалы. Рисунок становится самодостаточным, он занимает подобающее ему место с живописью и другими видами изобразительной деятельности.

Постоянно занимаясь живописью, я не перестаю рисовать на бумаге пастелью, сангиной, углем и другими материалами, которые дают возможность прочтения темы немного в другом ракурсе. Случается, что рисунок полностью входит в живописное произведение. Иногда он делается параллельно, как бы по поводу данной темы. Очень часто я рисую и продолжаю находить что-то новое, когда основное произведение на холсте написано и уже не находится в моей мастерской.

 

Золотой сон. 90 x 180, холст, масло, 2002

Золотой сон. 90 x 180, холст, масло, 2002 (фрагмент)


Рисунки картине «Жар». 1996

Картина «Жар» – этапная картина в моем творчестве, в которой я постепенно нащупывал те творческие приемы и принципы, которые в дальнейшем все время развивал. Для этой работы было сделано много рисунков, в том числе рисунок со спины, выполненный углем по тонированной бумаге, а также рисунки Виталика в повязанном полотенце на голове. Этот рисунок выполнен в сложной технике. Отталкиваясь от характера натуры, я затем продолжаю уже без нее усиливать характерные черты портретируемого, как бы подготавливаясь к написанию картины.

Портрет сына. 76 x 39, бумага, сангина, мел, 1996 |  Рисунок к картине «Жар». 76 x 39, бумага, соус, мел, 1996

 

Рисунок к картине «Жар». 40 х 30, бумага, уголь, 1996

Жар. 150 x 120, холст, масло, 1996



Мадонна. 49 х 31, бумага, сепия, сангина, мел, 2004

 

Утро. 120 х 80, холст, масло, 2005

 


Мелисса

Мелисса. 130 x 99,5, холст, масло, 1997

Портрет жены в красной шляпе. 63 х 48, бумага, пастель, 1998


 

Рисунок к картине «Марина»

Рисунок к картине «Марина». 55 x 50, бумага, сангина, уголь, 1997

 

Марина. 120 x 90,5, холст, масло, 1997

 


Миша. Моряк не плачет

Я не всегда, работая над портретом, сначала делаю рисунок, а затем использую его в создании портрета. Сначала был сделан живописный вариант, который очень мне дорог. По прошествии некоторого времени мне захотелось продолжить работу над этой темой уже в технике пастели на специальной бумаге, сделанной вручную. Композиция осталась прежней, но впечатление от этого варианта вызывает совсем другие чувства. Для меня рисунок является вполне самодостаточной дисциплиной. На фактурной бумаге неожиданным получилось использование пастели, которая зазвучала совсем по-другому. Для этого мне пришлось использовать во время работы фиксативный лак, продолжая работу пастелью.

 

Миша. Моряк не плачет. 48х38, бумага, пастель, 2009

 

Миша. Моряк не плачет. 70 х 60, холст, масло, 2007




Гроздь винограда. 40 х 30, бумага, сангина, 2000

Гроздь винограда. 75 х 60, холст, масло, 1999

 

Виталик в тюрбане. 40 х 30, бумага, сангина, мел, 2001 |  Сын после бани. 80 х 80, холст, масло, 2000

 


 

Стрижка

Стрижка – очень важное и философское действо. Для меня это момент очищения, оценки прошедшего, а также очень интересный композиционный прием, позволяющий показать в неожиданной ситуации любимых мною людей. Графическое решение этой темы – попытка найти острое композиционное и цветовое решение. Затем были другие решения («Стрижка только начата или 10 лет СНГ» – «Стрижка (Автопортрет)». Рисунок выполнен акрилом и пастелью. Опять смешанная техника.

 

Стрижка. 63 х 48, бумага, пастель, 2003

 

Стрижка только начата, или 10 лет СНГ. 150 x 120, холст, масло, 1999

 


 

Портрет девушки в черном платье

Работать пастелью по черной бумаге – любимое занятие на протяжении всего моего творческого пути. Решение задачи черного на черном так же захватывающе интересно, как и решение красного на красном или белого на белом. Пастель придает этой задаче своеобразное решение. В пастельной технике очень важны касания и фактура, а также цвет. Портрет выполнен «от куска», используя тончайшие градации черного цвета в сочетании с несколькими активными цветными пятнами.

 

Портрет девушки в черном платье. 100 х 70, бумага, пастель, 2009

 

Портрет девушки в черном платье. 150 х 120, холст, масло, 2009   

 


 

Мадонна. 75 х 55, бумага, сангина, мел, 2009

 

Солнечный день. 140 х 160, холст, масло, 2005

 


 

Китайская мелодия. 150 x 100, холст, масло, 2002

 

 



  • «Когда я задумываюсь над тем, с чего же начинается та или иная моя работа, будь то портрет, натюрморт или жанровая картина, то не всегда могу дать однозначный ответ. Иногда на первый план выходит восторг, полученный от соприкосновения с натурой, с неожиданным состоянием, освещением, поворотом головы и т.д., иногда – какие-то глубокие философские размышления и желание выразить их через образы любимых людей и предметов. Я никогда не начинаю писать просто оттого, что вот сейчас вошел в мастерскую, и что-то необходимо сделать в следующие минуты и часы. Момент осмысления работы вплоть от первого подмалёвка до завершающего мазка и даже места для подписи сначала происходит в голове, а затем на бумаге либо картоне в виде многочисленных карандашных набросков и цветовых эскизов. Иногда решение приходит моментально, и это великое счастье».
    Ю. Калюта

 

Комментарии  

 
+5 #1 15.01.2011 20:17
Юрий, замечательную тропку показал зрителю .
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Образцы

Статистика

Пользователи : 10808
Статьи : 130
Ссылки : 3
Просмотры материалов : 3397350

Сейчас на сайте

Сейчас 447 гостей онлайн