Хочешь научиться рисовать – делай наброски!

Автор: Ефим Репин
Practicum

Полностью заголовок звучит так: «Хочешь стать художником, научиться рисовать, писать, компоновать, отражать и выражать – делай наброски!» Вот вам вся мудрость веков, и все секреты мастерства в коротком послании. Как все гениальное - просто для понимания, и сложно для выполнения. Чтобы начинать делать наброски не требуется специальных технических средств, дорогостоящих материалов и серьезных навыков. Сложность только в одном – делать их надо постоянно.


 

Графический багаж

Минимум 15-20 набросков в неделю – гласит школьная установка. Лучше - если каждый день, каждый час... Чтобы не вырабатывать в себе комплекс вины по этому поводу, отнеситесь к заданию как к игре. Представьте, что вас навсегда лишили дара речи или, например (что больше будет походить на правду), соотечественники перестали вас понимать. Все, что вы можете – это рисовать и все что у вас осталось – это язык линий и тона. Набросок – это средство общения или коммуникации, если хотите. Вы не говорите – вы показывайте!

И еще – у вас совсем отказала память. Вам все время приходится записывать, собирать наблюдения, копить приметы, фиксировать, так сказать, ускользающие детали мироздания. Создавайте ваш графический багаж, библиотеку путешественника на этой земле. Иначе ваш рассказ потомкам будет не точным, доводы - не убедительны, а маршрут - неверным. Как у графоманов одни общие места: «Сказочное кафе, прекрасная незнакомка, а в небе засеребрилась…». Изматывающая работа над образом перестанет быть бесплодной, благодаря наброскам и небольшими зарисовкам с натуры. Делая наброски, вы подсознательно отбираете материал для будущих картин. Леонардо да Винчи и особенно Ватто постоянно накапливали наблюдения в свои альбомы, не преследуя никаких специальных целей, но затем в нужный момент извлекали запечатленные в альбомах мотивы, необходимые для их композиций. Напротив, Веласкес и Ф. Гальс почти не пользовались предварительными рисунками и этюдами и сразу приступали к работе над картиной.

 

«Основное качество художника, заключающееся в том, что надо смотреть на природу не равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором, мысленно отбирающим и отмечающим то, что по душе». Н. Рерих

 



Сегодня, чем бы вы ни занимались, все начинается с наброска. Будь то настенная роспись, небольшой  рисунок, проект интерьера. Ну так и начинайте с него.

 

  • Набросок (иначе кроки – croquis), который может быть подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности. Главное очарование наброска – в его свежести и быстроте, главный его признак – индивидуальный почерк художника. Среди выдающихся мастеров наброска следует вспомнить Пармиджанино, Гейнсборо, Браувера, Рембрандта, Ватто, Тьеполо. (Б. Р.В иппер. "Введение в историческое изучение искусства").


 

До XV века существовал обычай делать только один эскиз со всеми деталями (для фрески или алтарной картины). Л.-Б. Альберти требует нескольких эскизов, и это становится обычаем для художников. Но методы у них при этом различные. Леонардо делал несколько вариантов, из которых выбирал лучший, по его мнению. Рафаэль, напротив, последовательно разрабатывал один и тот же вариант. Различны и приемы композиционных эскизов у мастеров XVI века. Леонардо и Рафаэль пытаются сначала установить позы и движения фигур на обнаженных моделях, а потом уже драпируют их. Генуэзский живописец Лука Камбиазо геометризировал схему композиции, упрощал фигуры в виде кубов и многогранников. Тинторетто для изучения ракурсов и световых эффектов делал небольшие модели комнат, подвешивал к потолку маленькие восковые фигурки и освещал их свечками в окнах. Голландский классицист конца XVII века Герард Лересс советовал ученикам изучать мимику и движение действующих лиц на собственной фигуре у зеркала. Давайте продолжим список.

 

Виды набросков

1.    рисование объектов (пейзаж, человек, животные…)
2.    композиционные
3.    архитектурное проектирование, дизайн

Способы рисования

1.    линейный
2.    линейный с тоновый проработкой
3.    схема
4.    комбинированный

 

Методика

Начинайте легко, мастерски. Не надо с перекошенным лицом вымерять карандашом пропорции, чертить линии, оси, зажимать голову в тиски (иногда это полезно на определенном этапе обучения). Выбирайте время для тренировок, выходите в народ. Одним из таких мест всегда были вокзалы. Где еще в одном месте можно собрать столько фактуры, типажей, реальных героев...

 

    «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать». П. Федотов
Работайте с «неудобной» натурой. Животные, дети, прохожие на улице – они не позируют. У «неудобства» есть главное развивающее свойство - надо успеть, надо сделать, поймать момент, не забыть, «схватить» характер. Вы все равно все не успеете! Подключается рисование по памяти, под впечатлением от увиденного. Рисование по памяти, - ключ быстрого роста. Вы уже через месяц не узнаете себя, если начнете применять этот метод.

 

«…развивайте свою память. Ибо природа никогда вам не даст ничего, кроме справки». Э. Мане

 

Для этого нужно постоянно носить с собой какою-нибудь основу и то, что может на ней оставлять след. Я специально не называю готовые решения - не должно быть готовых решений. Меняйте цвет бумаг, устоявшиеся приемы рисования сознательно. Вообще избегайте комфортного рисования с сонного натурщика. Торопитесь. Есть только миг, пара минут. Шариковая ручка, перо, сангина, уголек от костра, чайный пакетик…, да мало ли что в этот момент окажется под рукой. Я встречал подписи к произведениям типа: «Бумага, карандаш, сангина, кофе, бутерброд с сыром».

 


Советы

А что делать, если нет времени ходить «на наброски»? Если вы студент - рисуйте (не только записывайте) лекции. Постоянно сопровождайте набросками свои конспекты, делайте шаржи на друзей, иллюстрируйте письма – все, что пытаетесь передать вербально.

 

Есть академическая байка времен застоя про одного студента из Кореи. Он совсем не мог говорить по-русски, но неплохо понимал, и как все братья азиаты прилежно учился. Как-то педагог по истории искусств заметили, что кореец все время что-то рисует и попросил показать. Тот объяснил (как мог), что он так конспектирует. Выяснилось, что кроме текста он успевал, всего за несколько секунд пока показывают слайд, нарисовать узнаваемо и с подробностями картину или памятник архитектуры, который появлялся на экране. Представляете: за два года обучения, он перерисовал всю программу по истории искусств.


 

Если вы уже не студент – то же самое. Берите лист бумаги и «показывайте» что вы собираетесь продвигать. Вы заметите, что это не только помогает вам яснее представить задуманное, упрощает понимание, но и развивает память. Вы отчетливее видите цель и быстрее ее достигаете. Такова природа процесса. Парадоксально, но чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанное. Чем быстрее и эмоциональнее мы рисуем, тем лучше мы схватываем пропорции, цвет, острее видим композицию. Правда, стоит добавить, требуется анализировать результаты того, что вы сделали и… повторить эксперимент.Если вы не выходите на улицу – рисуйте автопортреты, виды из окна, родственников. В конце концов, людей в телевизоре, и на видео в мониторе. Но это уже другая реальность. Если вы концептуалист, авангардист и дизайнер: рисуйте, по совету Леонардо, трещины на стене.


 

Главное

1.    Старайтесь сохранить непосредственность и живость.
2.    Следуйте простоте художественной выразительности.
3.    Фиксируйте движение, характер, фактуру.
4.    Не забывайте про детали, (если нужно делайте записи на полях, даты).
5.    Рисуйте по памяти.
6.  Сохраняйте наброски. Даже неудачные каракули – это код (шифр) передачи данных. Просматривая заброшенные почеркушки, самораспаковывается архив памяти, включаются эмоции, с которыми вы тогда работали, возобновляется энергия к творчеству.


 

И чем быстрее вы начнете это делать – тем скорее достигнете результата. Чем артистичнее и смелее будут наброски, тем художественнее будет ваше творчество. Чем разнообразнее по материалам и технике - тем виртуознее и богаче последующие произведения. Начинайте прямо сейчас.

  • В статье использованы как произведения старых мастеров, так наброски студентов Санкт-Петербургского академического института им. И. Е. Репина. Руководитель доцент В. Могилевцев.

 

образцы


 

Присылайте заявки на бесплатное получение дополнительной информации

 

 

Комментарии  

 
+31 #10 nutella 27.01.2013 10:19
Безумно было интересно,Спасибо Всем! Честно, интересней статьи я в жизни не читала,очень хочется усовершенствовать свои знания о рисунке,о художестве.. искусстве,буду стараться набрасывать все что вижу в свободное время и я УВЕРЕННА у меня все получится! Не смотря на то что я не идеально рисую,просто что-то могу сделать в эту область. :)
Цитировать
 
 
+6 #9 анна касьян 11.09.2012 21:46
я не уверена что у меня получится но надо попробовать.
Цитировать
 
 
+15 #8 Юлия 13.07.2012 14:53
Спасибо за статью!)бегу делать наброски..
Цитировать
 
 
+15 #7 Эллада 29.04.2012 19:27
ОБАЖАА..ЮЮ ДЕЛАТЬ НАБРОСКИ !!!.. МОЯ ЕДИНСТВЕННАЯ СТРАСТЬ !!! ...
Цитировать
 
 
+22 #6 Жанна 21.03.2012 22:08
СПАСИБО огромное!!! Статья просто великолепна!Это реальная помощь, как мощный свет маяка !
И отдельная благодарность за живость изложения ценных советов!
Цитировать
 
 
+13 #5 03.09.2011 17:37
Спасибо, часто подолгу мучаюсь что мне нарисовать, теперь буду рисовать все что вижу в набросках
Цитировать
 
 
+21 #4 02.03.2011 11:56
Спасибо большое! статья просто замечательная! Это гораздо больше, чем то что я искала! Очень захватывает!
Цитировать
 
 
+27 #3 19.10.2010 23:39
Замечательная статья. Спасибо огромное, это бесценный совет.
Цитировать
 
 
+20 #2 16.07.2010 13:55
Спасибо, хорошая подборка, и очень полезная для всех студентов, хочется большего, особенно об индивидуальных методах сегодняшних преподавателей Академии, индивидуальные разработки и подходы к обучению..методики....
Цитировать
 
 
+30 #1 26.05.2010 21:48
спасибо за статью. очень вдохновляет. прекрасная подборка, очень понравилось!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Образцы

Живописный факультет. январь 2011

IMGP0136.JPG
IMGP9671.JPG
IMGP9673.JPG
IMGP9676.JPG
IMGP9678.JPG
IMGP9679.JPG
IMGP9682.JPG
IMGP9685.JPG
IMGP9686.JPG
IMGP9688.JPG
IMGP9689.jpg
Pesikov_01.JPG
Pesikov_02.JPG
Pesikov_03.JPG
Pesikov_04.JPG
Pesikov_05.JPG
Pesikov_06.JPG
Pesikov_07.JPG
Pesikov_08.JPG
Pesikov_09.JPG
bistreova_001.JPG
bistreova_002.JPG
bistreova_003.JPG
bistreova_004.JPG
bistreova_005.JPG
bistreova_006.JPG
bistreova_007.JPG
bistreova_008.JPG
bistreova_009.JPG
bistreova_010.JPG
neprinzev_001.JPG
neprinzev_002.JPG
neprinzev_003.JPG
neprinzev_004.JPG
neprinzev_005.JPG
neprinzev_006.JPG
neprinzev_007.JPG
neprinzev_008.JPG
neprinzev_009.JPG
neprinzev_010.JPG
neprinzev_011.JPG
neprinzev_012.JPG
neprinzev_013.JPG
neprinzev_014.JPG
neprinzev_015.JPG
neprinzev_016.JPG
neprinzev_017.JPG
neprinzev_018.JPG
repina_001.JPG
repina_002.JPG
repina_003.JPG
repina_004.JPG
repina_005.JPG
repina_006.JPG
repina_007.JPG
repina_008.JPG
repina_009.JPG
repina_010.JPG
repina_011.JPG
repina_012.JPG
repina_013.JPG
repina_014.JPG
repina_015.JPG
repina_016.JPG
repina_017.JPG
repina_018.JPG
repina_019.JPG
repina_020.JPG
repina_021.JPG
repina_022.JPG
repina_023.JPG
repina_024.JPG
repina_025.JPG
repina_026.JPG
repina_027.JPG
repina_028.JPG
repina_029.JPG
repina_030.JPG
repina_031.JPG
repina_032.JPG
repina_033.JPG
repina_034.JPG
repina_035.JPG
repina_036.JPG
repina_037.JPG
repina_038.JPG
repina_039.JPG
repina_040.JPG
repina_041.JPG
repina_042.JPG
repina_043.JPG
repina_044.JPG
repina_045.JPG
repina_046.JPG
repina_047.JPG
repina_048.JPG
sokolov_007.JPG
sokolov_008.JPG
sokolov_009.JPG
sokolov_010.JPG
sokolov_011.JPG
sokolov_012.JPG
sokolov_013.JPG
sokolov_014.JPG
sokolov_015.JPG
sokolov_016.JPG
sokolov_017.JPG
sokolov_018.JPG
sokolov_019.JPG
sokolov_020.JPG
sokolov_021.JPG
sokolov_022.JPG
sokolov_023.JPG
sokolov_024.JPG
sokolov_025.JPG
sokolov_026.JPG
sokolov_027.JPG
sokolov_028.JPG
sokolov_029.JPG
sokolov_030.JPG
sokolov_031.JPG
sokolov_032.JPG
sokolov_033.JPG
sokolov_034.JPG
sokolov_035.JPG
sokolov_036.JPG

Статистика

Пользователи : 11164
Статьи : 130
Ссылки : 3
Просмотры материалов : 3510889

Сейчас на сайте

Сейчас 795 гостей онлайн